За кулисами у Би-2: секреты последних клипов группы раскрывает Татьяна Иванова
Режиссер видеоклипов легендарной рок-группы и известный фотограф рассказала о вызовах в работе с музыкантами мирового уровня, а также о роли телесности и эротизме в своих проектах.
Сайд-проект группы Би-2 «Куртки Кобейна» в конце ноября 2019 года выпустил видеоклип на песню «Змея», главную роль в котором исполнил танцор Лука-Андреа Тессарини из всемирно известного Нидерландского танцевального театра. Режиссером видео выступила Татьяна Иванова, фотограф, известная в профессиональном сообществе своим уникальным эротико-драматическим стилем. Проект привлек внимание не только благодаря участию известных исполнителей — Шура Би-2, Тина Кузнецова, экс-басист группы «Браво» Дмитрий Ашман, бывший участник проекта «Гости из Будущего» Юрий Усачёв, — но и благодаря визуальному и артистическому исполнению танца Тессарини, чей перфоманс Татьяна Иванова запечатлела в своем неповторимом стиле. К слову, это не первая коллаборация фотографа и музыкантов мирового уровня. Как проходила работа над клипом, как на авторскую идею режиссера повлиял взгляд профессионального танцора и об уникальном методе создания психологического портрета — в интервью с Татьяной Ивановой.
Татьяна, в среде фотографов вы известны своим уникальным эротико-драматическим стилем. Как вы развивали его, и какая из двух составляющих, на ваш взгляд, важнее для создания запоминающихся снимков?
Татьяна: Стиль развивался постепенно, начиная с ранних этапов моей карьеры. В начале мне было важно исследовать различные жанры и техники в фотографии, но со временем я обнаружила свою страсть к выражению человеческой натуры в её наиболее искреннем и непосредственном виде. Черно-белая фотография позволила мне сосредоточиться на глубине эмоций и драматизме сцен, убирая лишние детали и акцентируя внимание на сущностном. Совершенствование стиля — это непрерывный процесс, который требует постоянных экспериментов и готовности идти на риск, искать новые подходы и техники. Что важнее в эротико-драматической фотографии? Ключевую роль тут играет не только визуальная, но и эмоциональная составляющая. Эмоции помогают мне устанавливать особенный контакт с объектами съёмки. Он позволяет людям чувствовать себя уверенно и в свою очередь открыто выражать свои эмоции перед камерой. Это и приводит к созданию по-настоящему запоминающихся и говорящих изображений.
На ваших снимках — Диана Арбенина, Тимур Родригез, Владимир Пресняков. Как ваш подход помогает в работе с известными людьми?
Татьяна: Работая с известными личностями и группами, я обнаружила, что мой подход позволяет раскрыть их с новой стороны, зачастую неожиданной для самих моделей и их поклонников. Это создаёт уникальный опыт не только для зрителей, но и для самих участников съёмки. В работе с музыкантами, например, я стараюсь передать их внутренний мир и эмоции, связанные с их творчеством, что добавляет дополнительную глубину и контекст к их образу в глазах публики.
В этом году вы начали работать клип-мейкером – как режиссер и продюсер визуализировали песни. Первой была «Дебют» группы Би-2. При этом вашу работу группа оценила и подписала не как клип, а как короткометражный фильм. Что дал вам новый опыт, и насколько тесно сотрудничали с музыкантами в процессе работы?
Татьяна: Процесс работы над клипами для Би-2 в качестве режиссера и продюсера был для меня особенно значимым и вдохновляющим опытом. Наиболее вдохновляющей частью этого процесса стала возможность преобразовать музыкальное видение и эмоциональную глубину песен группы в визуальный рассказ. Создание каждого клипа было похоже на путешествие, где мне приходилось не только точно передать атмосферу и послание песни, но и добавить к ним собственное творческое видение.
Будучи режиссером, я должна была тесно взаимодействовать с музыкантами, обсуждая концепцию и идеи каждого клипа, что позволило мне глубже понять источник их творчества и как лучше всего это визуализировать. Этот тесный креативный союз с группой Би-2 был чрезвычайно важен для создания подлинных и запоминающихся видеоработ.
Роль продюсера вложила в мои руки ответственность за весь процесс создания клипов, начиная от планирования и заканчивая выпуском готового продукта. Это дало мне уникальную возможность контролировать каждый аспект производства, обеспечивая, чтобы конечный результат точно соответствовал первоначальному видению и высоким стандартам качества. Этот опыт позволил мне не только реализовать себя в новых ролях, но и значительно расширил мои профессиональные горизонты, подарив ценные уроки и вдохновение для будущих творческих проектов.
После этого Би-2 пригласили вас работать со своим сайд-проектом «Куртки Кобейна», и это принесло зрителям одно из самых запоминающихся с точки зрения эстетики тела видео – клип на песню «Змея», со всемирно известным танцором Лукой-Андреа Тессарини в главной роли. Как создавали клип? Какие основные задачи стояли перед вами как режиссером и продюсером? Какую роль в создании образа играл сам Лука?
Татьяна: Создание клипа «Змея» для проекта «Куртки Кобейна» было невероятно интересным и творческим процессом, который представлял собой синтез музыки, танца и визуального искусства. Основная идея заключалась в том, чтобы исследовать и визуализировать темы преобразования, внутренней борьбы и освобождения через метафору змеи, символизирующей обновление и бессмертие. Моей задачей было создать визуальное произведение, которое бы гармонично сочеталось с музыкальным и эмоциональным содержанием песни, при этом добавляя ей новые грани и глубину.
Работа с Лука добавила клипу особую магию. Его участие не было случайным – он обладает уникальным талантом и способностью выражать глубокие эмоции через движение тела, что идеально подходило для нашей концепции. Мы тесно сотрудничали, обсуждая каждую деталь хореографии, чтобы убедиться, что танец Лука полностью соответствует атмосфере и посланию песни. Его способность трансформировать внутренние переживания в физическое выражение помогла воплотить в жизнь идею преобразования и борьбы, лежащую в основе «Змеи». В процессе создания клипа мы экспериментировали с различными визуальными техниками и стилями съемки, чтобы усилить воздействие на зрителя и углубить восприятие сюжета. Было важно достичь баланса между красотой визуального ряда и мощью передаваемых эмоций, чтобы каждый кадр нес в себе определенный смысл и усиливал общее впечатление от клипа.
В своих клипах вы придерживаетесь примерно того же подхода, что и в фотографии. Это черно-белая съемка, контрастность, акцент на телесности действующих лиц. Что это даёт вам с художественной точки зрения, и какую цель вы преследуете как автор?
Татьяна: С художественной точки зрения, такой подход помогает создавать более сильные и запоминающиеся образы, которые лучше взаимодействуют с музыкой и текстом песен. Черно-белое изображение выступает не просто как стилистический выбор, но и как средство усиления выразительности кадра, подчеркивая динамику и глубину эмоций без отвлекающих элементов цвета.
Акцент на телесности действующих лиц позволяет мне исследовать и передавать множество нюансов человеческих отношений и взаимодействий. Такой фокус на физическом выражении эмоций делает визуальный рассказ более интенсивным и непосредственным, создавая более глубокое эмоциональное воздействие на зрителя. Моя цель при создании клипов — это не только визуализировать музыку и слова, но и превратить каждый клип в самостоятельное художественное произведение, которое способно вызвать сильные чувства и эмоциональный отклик у зрителя. Используя те же принципы, что и в фотографии, я стремлюсь создать уникальное визуальное пространство, где музыка, изображение и эмоции сливаются воедино, создавая неповторимое художественное высказывание.
Совсем недавно вы выступили в роли члена жюри на престижном конкурсе World Wild Mobile Photo. На что обращали внимание в работах конкурсантов? И как, на ваш взгляд, участие в таких состязаниях влияет на развитие мобильной фотографии как искусства?
Татьяна: Участие в жюри конкурса World Wild Mobile Photo было увлекательным опытом, позволяющим углубиться в мир мобильной фотографии. Я искала в работах участников оригинальность, эмоциональную выразительность и техническое качество. Основным вызовом была оценка спонтанных снимков, которые требуют от фотографа инновационного подхода и мастерства. Наиболее интересными стали работы, демонстрирующие необычное использование света и перспективы. Участие в таком конкурсе, по моему мнению, способствует расширению границ мобильной фотографии и обмену опытом среди фотографов, а это как раз то, что важно для развития любого искусства.
Как планируете расширять границы собственного творчества? Есть ли у вас проекты, над которыми планируете работать в ближайшем будущем?
Татьяна: Да, у меня уже сложилось несколько нереализованных идей и проектов. Одной из таких идей является создание фотокниги, посвященной работе с Би-2. Этот проект будет включать в себя как уже известные работы, так и эксклюзивные кадры, сделанные на концертах и за кулисами, отражая наше многолетнее сотрудничество с группой. В планах также развитие в направлении организации и проведения фотовыставок за рубежом, чтобы представить мои работы международной аудитории. Планирую и дальше развиваться не только как фото-художник, но объединять различные формы творчества и выражения себя.
Дата: 20 декабря 2019 год
Комментарии