Меню
Новости

«Главная задача кино — развлечение, ее нельзя подменять рассказами об высоком исскустве» — интервью с режиссером Филиппом Ролихиным

«Главная задача кино — развлечение, ее нельзя подменять рассказами об высоком исскустве» — интервью с режиссером Филиппом Ролихиным

POPCAKE.TV продолжает серию интервью с людьми, стоящими за кадром рейтинговых кино и ТВ проектов. Сегодня наш гость режиссер – Филипп Ролихин. Он снял более 20 документальных фильмов для федеральных каналов включая серию «Настоящее Будущее». Делал шоу «Психологический Стендап Михаила Лабковского», «Я твое счастье», «Битва Дизайнеров». А знаменитое шоу-долгожитель ТНТ «ТАКОЕ КИНО» он делает с 2014 года. Мы решили поговорить о его опыте: работе с актерами, разнице между документальными и игровыми фильмами, а также о будущих проектах.

Вопрос от журналиста: Вы делаете «Такое Кино» более 8 лет, с кем из актеров вы работали?

К нам в гости за 8 лет приходило больше 200 топовых российских актеров и знаменитостей. Павел Прилучный, Гоша Куценко, Евгений Стычкин, Роман Попов, ребята из «Импровизации». Проще сказать, кого не было. (смеется) Но я бы не стал громко заявлять, что я с ними «работал». Реально «работал» я с ведущими: Андреем Родным, Полиной Максимовой, а до нее с Наташей Медведевой.

С гостями у меня немножко уникальный опыт. Обычно актеры в шоу приходят без подготовленного сценария. Им задают вопросы, они на них отвечают. Может быть устраивают интерактивы. В «таком кино» не так: гость у нас вписан в подводки вместе с ведущими. Поэтому у меня было короткое окно возможностей срежиссировать подводки со всеми кто приходил. В итоге, да — это был классный опыт. У тебя есть абсолютно топовые актеры, но без подготовки, всего на 2 часа, и с ним нужно снять гигантский объем, 4-6 минуты материала. Это всегда был  суперинтенсив и я безумно благодарен всем нашим гостям, что они принимали эти правила, хотя очевидно для них это часто было сложно и непривычно.

Вопрос от журналиста: С кем понравилось работать больше всего?

За последнее время – это Роман Курцын. Он очень легкий, быстро перестраивается, очень много сам предлагает, невероятно чувствует юмор. Из тех кто был давно, очень понравилась Лукерья Ильященко. Всегда очень точная актерски. И от нее в кадре какая-то невероятная энергетика исходит. Невозможно оторваться.

Вопрос от журналиста: Как вам кажется, почему какие-то актеры становятся известными, снявшись в эпизоде одного фильма, а кто-то годами ходит на кастинг и не может ничего добиться?

Если бы я мог точно ответить на этот вопрос, то я бы, наверное, не снимал, а просто консультировал актеров, брал бы с каждого по 2 млн долларов и жил бы в потаенном уголке Мальдивских островов, куда бы ко мне приезжали эти самые актеры. (смеется) Это главная тайна – как люди добиваются известности…? Мы можем вспомнить любые варианты. Сергей Бурунов снимался в топовых шоу и сериалах, но не был звездой пока ему не предложили роль в «Полицейском с Рублевки». Леонардо ДиКаприо – с первой роли в 13 лет стал известным. Давайте рассуждать логически. Точно нужен популярный фильм или сериал, где у тебя будет важная роль. Чтобы проект стал успешным у него должны быть мощный сценарий и режиссер. Соответственно, ты должен попасть в кем-то написанный материал, и понравится кому-то кто его писал или продюсировал. Диапазон у актеров не имеет значения. Кто-то может сыграть одну роль, но потрясающе точно. Я думаю, главный фактор — энергетика. На человека должно хотеться смотреть в кадре. Мне часто приходиться проводить кастинги. Часто можно услышать от актеров историю, что: «я пришел на пробы, меня там не слушали, через 30 секунд сказали «Достаточно», и я ушел». Это связано с отсутствием вовлечения зрителя. У продюсеров и режиссеров на это нюх! Можно ли с этим работать? Мне кажется, нет.

Вопрос от журналиста: Какая была самая сложная сцена, которую вам приходилось снимать?

Если мы говорим про «ТАКОЕ КИНО» — наверное, одной из самых сложных у нас была смена, когда по сюжету ведущий «решал стать каскадером». Он на тросах, и лебедках у нас летал по всей длине 400 метрового павильона. Я помню, что это было тяжеловато для него физически, а для остальных эмоционально. Все время «надо снимать, надо снимать, а то сейчас Андрей погибнет от обезвоживания». (смеется) Если говорить НЕ про ТАКОЕ КИНО, то всего за все годы не вспомнить: машина падала с моста, горели актеры, работали в 30 градусный мороз по 12 часов, в телевизионных проекте для «Пятницы» у меня Даша Руденок прыгала с парашютом в первый раз в жизни и это из корзины воздушного шара, с высоты 3000 метров.

Когда вы снимаете телевизионные проекты и фильмы на протяжении 15-ти лет, уже сложно говорить «вот этот эпизод был самым сложным».

Вопрос от журналиста: Какие фильмы вам самому нравятся? Что вы смотрите?

Часто от людей разбирающихся в кино можно услышать какие-то названия арт-хаусных или очень старых фильмов: «ооо… я обожаю «Жюль и Джим» 1962 года, все немедленно смотрите Трюффо». (смеется) Мне арт-хаус вообще не нравится. Я понимаю фестивальное кино, но я его не люблю. Мне не хватает в нем вовлечения как зрителя.

Для меня кино — это в первую очередь энтертеймент. Для меня кино, это аттракцион. Для меня кино, это что-то, что тебя развлекает. Если ты, условно говоря, пришел в цирк, там посмотрел на клоунов и акробаты, но при этом обзавелся какой-то классной мыслью о своей жизни — вот это высший пилотаж.

Фестивальное кино, напротив очень часто говорит: «Мы не хотим никого развлекать. Мы здесь про искусство. Мы как картинная галерея. Мы не должны ничего никому объяснять, доказывать и делать, чтобы ленту было интересно смотреть. Возможно, это вам придется напрячься и заставить себя досмотреть до конца».

Я не хочу себя заставлять. Базовая задача — развлечение, ее нельзя откидывать.

Большая часть ваших работ документалистика. Какая из ваших документалок любимая?

Смотрите, документальными фильмами я занимался где-то с 2011 года по, примерно 2018ый. Сложно, сложно что-то выделить, чтобы вы понимали, много мы сделали мистических документалок. Про Вангу, я сделал три больших многосерийных проекта. Мне безумно нравится научно-популярный проект, который мы сделали с Марией Кацал. Он называется «Настоящее будущее». Там потрясающие ведущие, он полностью на английском, и для него мы сделали невероятное количество очень классной графики.

Сейчас документалистика на подъеме на стриминговых платформах. Как вы думаете почему они снова стали актуальными?

Это хороший вопрос. Я думаю, что сначала нужно понять почему, они перестали быть популярными. (смеется) Возможно это может кого-то обидеть – но документальные фильмы несколько выродились на российском ТВ в период с 2003 по 2012.

Вспомним: вдруг закончилась цензура в Советском Союзе, стало возможным снимать реальное кино, рассказывая о реальных проблемах, а не славя КПСС и комбайнеров, перевыполнивших план. Это был такой подъем, вдруг выяснилось, что можно обо всем говорить. Постепенно их становилось все больше и больше. Они становились все дешевле. Зритель хотел жанровых историй как в желтой газете: «Неизвестная планета скоро врежется в землю», «Лучшие криминальные разборки 90ых», «Предсказания великих провидцев на этот год». Фильмы снимались в бюджетах от 10 тысяч долларов, все это скатывалось к ширпотребу, к бесконечному конвейеру, в рамках которого ничего талантливого создать нельзя было в принципе. Мы забыли, что такое документальный фильм! Каким он должен быть.

Посмотрите Вернера Херцога. Вас ждет много открытий. Он использует сюжеты, которые невозможно НЕ рассказать.

У него есть документальный фильм, который называется «Гризли-мэн». История человека, который дружил с медведями на Аляске, а потом они его и его подругу разорвали. Ты смотришь, и у тебя, мурашки по телу.

В данный момент, подъем док направления связан со стриминговыми платформами. Мы получаем большие бюджеты и возвращаемся к тому качеству документального кино, которое, собственно, делает его интересным. Это самоподдерживающееся горение — ты веришь в направление, ты вкладываешь туда деньги, ты получаешь более качественный продукт, который интересно смотреть. Проекты смотрят, ты снова можешь вкладывать деньги.

Вопрос от журналиста: Я читала ваше интервью, вы говорили, что в документальных фильмах больше правды…

Смотря в каких! Потрясающие документалки выходили у Нетфликс: «Ласт Денс» про Чикаго Буллз, образца 96-го года, «Руки прочь от котиков!», «Тиндер-Свиндлер» ты включаешь, и не можешь оторваться. Конечно, когда мы говорим о проектах такого уровня, которые соизмеримы с многомиллионными блокбастерами по уровню сценариев и напряжения, но при этом основаны на реальных событиях — в них много правды. Если тебе пытаются рассказать, что Матчу Питчу построили инопланетяне из глины, горшков и трубочек… (смеется) наверное, тут правды чуть меньше.

Фильм о чем бы вы хотели снять в будущем, какой жанр вам ближе всего?

Мы точно знаем, какой жанр мне ДАЛЬШЕ всего. Я верю, что у меня не получится снимать триллеры и хорроры. Все равно те жанры, которые я снимал, они достаточно ироничные, я не люблю выражение «с юмором», но мои любимые направления эксплуатируют юмористические движки.

Мне очень нравится экшн, особенно комедийный экшн. Я понимаю, что сейчас пример для кого-то прозвучит, как какой-то моветон. Но то, что делают братья Руссо (не только как режиссеры, но и как продюсеры) мне очень нравится. «Первый мститель. Противостояние», «Война бесконечности», «Добро пожаловать в Коллинвуд». У них как у продюсеров, сейчас выходит замечательный фильм «Все, везде и сразу». Такие ленты мне по жанру ближе, я чувствую, как их делать. Собственно, у меня есть написанный полный метр и еще несколько коротышей. Думаю, что вот в этом направлении я и буду двигаться.

Поделиться Поделиться

Сейчас читают

⚡ Как быстро влиться в коллектив: секреты успешной адаптации
Филипп Ролихин

Новости партнёров