Александр Мохов – о работе в театре: «Для меня чем страннее, тем интереснее»
Заслуженный артист России, артист труппы Московского академического театра сатиры Александр Мохов дал большое интервью для POPCAKE. Он рассказал о счастливом билете от Олега Табакова, преподавании и работе в театре Сатиры.
Расскажите, пожалуйста, как Вы решили стать артистом?
Александр: На самом деле все получилось спонтанно. Я понимал, что я не хочу идти в 9 класс не потому, что я плохо учился, а потому, что мне стало неинтересно и хотелось куда-то уйти. Мне случайно попалась книжка для поступающих в средние учебные заведения, и я нашел там Иркутское театральное училище. Так как я с Дальнего Востока, но Иркутск был далеко от меня – двое суток на поезде, тем не менее, родители меня отпустили. На коллоквиуме я не блистал. Мне сказали, что я способный, но знаний мало и предложили поступить на кукольное отделение. А почему бы и нет? Я стал учиться, много читать и показывать результаты, и мне предложили с кукольного отделения перейти на драматическое, чего обычно не бывает. Я перевелся, закончил училище, потом уехал на Сахалин, хотя меня приглашали в Омск, Новосибирск – огромные театральные города. Наверное, хорошо, что так случилось, потому что, если бы я не ушел служить в армию, я бы остался на Сахалине. Отслужив в армии, я приехал в Москву отдохнуть и вытянул счастливый билет – Олег Табаков принял меня сразу на третий курс.
Расскажите, как Вы поступили к Олегу Павловичу?
Александр: Когда я приехал в Москву, я случайно встретил своих ребят из Иркутского театрального училища, они поступали на заочный факультет в ГИТИС и предложили поступать с ними. Но, когда пришел, выяснилось, что документы уже не принимают. Кто-то увидел Марину Зудину – студентку Олега Табакова, мы знали, что им нужны парни. Я боялся подойти к ней, и моя знакомая сделала это за меня. На прослушивании Олег Павлович сказал, что берет меня на полгода, чтобы понимать, соответствую я или нет. Все полгода меня гложила (может беспокоила)мысль, а вдруг он мне скажет, «извини, Саня». Но через полгода он сказал: «я рад, что не ошибся в тебе, продолжаем работать дальше». Я отучился, и в это время подвалу Табакерки дали статус театра. Олег Табаков пригласил с курса около одной трети артистов, и я был в их числе.
Как Вы стали сниматься в кино?
Александр: Табаков нами очень занимался и понимал ответственность. Почему он такой селекционер? Он всегда говорил: «я хочу, чтобы вы научились своей профессией зарабатывать на хлеб». Поэтому, если он оставался с человеком, тем более приглашал его в театр, он «продавал» его и в кино. В фильме «Путешествие мсье Перришона» мне дали небольшой эпизод. Я уверен, что я с ним не очень справился, потому что я не знал, что делать. Это большая ответственность, когда ты стоишь рядом с Табаковым, Гафтом. А потом у меня был фильм «Беспредел». Так я пришел в кино как актер. Как режиссер я тоже «наследил», у меня даже есть «ТЭФИ» за лучший сериал «Пока станица спит».
В чем отличие между театром и кино? Что для Вас интереснее?
Александр: Это два разных вида искусства. Прелесть театра в том, что он живой, и я всегда должен играть хорошо, но всегда по-разному, учитывая состояние своих партнеров. Кино сняли и все, что ты можешь сделать – выбрать дубль. А в театре я сегодня эту сцену сделал не так, но в следующий раз я сыграю по-другому… Я играл в театре, снимался в кино, сейчас преподаю актерское мастерство и второй сезон играю в Театре сатиры.
Чем Театр сатиры отличается от других театров?
Александр: Все разное: люди, помещения, намоленность. Когда я впервые вышел на сцену Театра сатиры, меня «колбасило» как студента второго курса, потому что я понимал, здесь выходили такие артисты! Даже страшно называть их имена. Табакерку мы создавали сами, там была камерная среда. В Театре сатиры другой масштаб. Здесь я играю в спектаклях Сергея Газарова «Балалайкин и Ко» и Никиты Кобелева «Этот ребёнок».
«Балалайкин и Ко» – очень сложный спектакль по донесению мысли, так как у него яркая форма, и мысль не должна ей проигрывать. Как только она правильно доходит до зрителя – шквал аплодисментов. Это очень актуальная постановка.
Потом мне предложили почитать пьесу «Этот ребёнок». Она показалась мне странной, но для меня чем страннее, тем интереснее. В ней затрагиваются интересные темы взаимоотношения родителей и детей. Я даже со своими детьми немного поменял отношения. Я играю в четырех разных эпизодах в этом спектакле. Все четыре роли разные, но пронзительные. Мне нравится взаимодействие с моими партнерами, и в каждой сцене я вижу их самоотдачу. Например, в одном эпизоде мой сын, его играет Антон Буглак, взрывается и высказывает мне все, что думает о моих методах воспитания. Антон замечательно играет. В другом эпизоде, когда молодая мать, Майя Горбань, отдает нам с женой, ее играет Ольга Чернова, своего грудничка, Майя иногда такими глазами смотрит на меня, что я невольно начинаю плакать. В такие моменты мне даже не надо играть, и я чувствую, что все это передается зрителям.
Вы преподаете актерское мастерство – чему, как вы думаете, в первую очередь должны научиться ваши студенты?
Александр: Я постоянно цитирую Олега Павловича. Он учил нас достоинству. Знаете, какое у него было главное слово, когда он ругался? Он сидел, и было понятно, что он вот-вот взорвется. Он говорил: «ребята, ну неловко». Это была самая страшная ругань. Я пытаюсь прежде всего научить студентов достоинству в жизни и профессии. Я говорю студентам: «Никогда ни на кого не равняйтесь, идите своим путем».
Беседовала: Елена Зарипова
Комментарии