Российский кинематограф в 2022: что ждет наше кино в новой реальности
Последнее время пользователи сети рассуждают о том, что 2022 год в связи с мировыми событиями будет очень тяжелым для культуры и, в частности, кино. Тем не менее, уже сейчас в России готовится множество собственных оригинальных проектов, которые могут заменить нам голливудский контент. Так что ставка скорее делается на то, что 2022 станет годом расцвета российского кинематографа, так как перед киносферой встанет серьезная проблема — чем же заполнять прокатные окна. Давайте по пунктам разберем, чего же нам ждать от развития этой индустрии в нашей стране.
Закрытие кинотеатров
Уход зарубежных медиаконгломератов из России очень серьезно сказался на работе кинотеатров. Дело в том, что доход от проката американских фильмов составлял от 70 до 80 процентов общего годового дохода. Только за отсутствие “Бэтмена” и “Морбиуса” на отечественном рынке кинопрокатчики потеряли около 5 миллиардов рублей. Как сообщает руководство кинотеатра Мираж Синема, они уже начали закрывать некоторые из своих точек. Их прогноз неутешительный: в концу этой весны данная ситуация может привести к закрытию примерно половины кинотеатров.
Представители одной из самых крупных сетей кинотеатров Каро АРТ сообщили, что планируют повторные прокаты ранее выпущенных фильмов, чтобы повысить посещаемость, так как в период после начала спецоперации она резко сократилась на 50 процентов.
Ассоциация владельцев кинотеатров также обратилась к властям за помощью, ведь сложившаяся ситуация грозит и вовсе ликвидацией всей отрасли:
“К сожалению, количество и качество российских кинофильмов, выходящих в публичный прокат, не позволяет закрыть полную потребность кинотеатров в контенте. К тому же выпуск некоторых российских фильмов по неизвестным нам причинам перенесен с ближайших дат или вовсе отменен, несмотря на то, что эти фильмы получили государственную поддержку на производство”,
– такое обращение появилось на Бюллетени Кинопрокатчика.
Пока что в этом году запланированы выходы таких крупных отечественных фильмов как “Первый Оскар”, “Ампир V” (правда из-за наличия в фильме Oxxxymiron’а, который выступил против действий на Украине, его выпуск пока под вопросом), “Декабрь”, “14+”, “Воланд” и “Клипмейкеры”.
Как будут снимать кино в России?
Чтобы как-то поддержать кинотеатры и кинопроизводство в целом, государству придется выделять всё больше денег на создание оригинальных проектов, чтобы наши фильмы чаще мелькали в прокате. Продюсер Александр Роднянский предполагает широкий всплеск низовых жанров, а именно хоррора и комедии. Это недорогие развлекательные фильмы, которые не заставляют зрителя думать, а производителям помогают сэкономить на продакшене.
Кинокритик же Андрей Плахов считает, что в России будут продолжать снимать патриотическое кино, которое и до начала спецоперации заходило на ура. На “Ленфильме” уже стартовали съемки фильма о футбольном матче в блокадном Ленинграде “Блокадный футбол”. А в Волгограде работают над фильмом “На волжском берегу” о подвиге сталинградцев, причем на многие роли набирают обычных жителей города, а не профессиональных актеров.
Кроме того, снимается и спин-офф фильма “Майор Гром: Чумной доктор” о детстве главного героя. Зрители ожидают от приквела “Майор Гром: Трудное детство” такого же уровня качества и визуальной составляющей. Сложно отрицать, что фильм действительно был снят по всем стандартам крупных голливудских картин, что позволило ему заслужить огромную любовь фанатов кино. Однако и это в нынешней ситуации может стать проблемой.
“Наше кино снималось на импортном оборудовании или с импортными компонентами, потому выглядело конкурентоспособно. Никто ничего быстро ничем не заменит”,
– рассказал генеральный продюсер кинокомпании HHG, дистрибьютор и программный директор Владислав Пастернак в одном из интервью.
Конечно, у нас останется ранее закупленное оборудование, однако оно, как и всё, довольно быстро приходит в упадок. Впрочем, кино не будет самой главной проблемой России, ведь сейчас, подчеркивает Пастернак, с Россией рвут все спортивные, научные и культурные связи.
“Можно импортозаместить что-то, но нельзя импортозаместить сразу все”
Альтернатива голливудскому кино
Некоторые из отечественных режиссеров, например, Клим Шипенко, который сейчас считается самым кассовым режиссером России, вполне могли бы воспользоваться ситуацией и начать производить больше фильмов. Впрочем, для этого, как кажется, у продюсирующей стороны не будет столь много средств. К тому же, Шипенко и сам привык работать с импортным оборудованием и быть глубоко интегрированным в мировое сообщество. Напомним, режиссер довольно много учился кинопроизводству в Америке.
На замену Голливуду может прийти и независимое европейское кино. Однако и здесь наблюдаются переносы, хотя прокат этих фильмов не запрещен. Также пиар-менеджер крупного кинопрокатчика A-One Films рассказала, что закупать новые фильмы станет гораздо сложнее из-за изменения курса валют.
“Сложнее будет покупать фильмы, поднимется курс валют. Большую часть фильмов мы покупаем либо в долларах, либо в евро”
В целом же, нам пророчат доминирование корейского, индийского и, возможно, китайского кино. Придется ли это по душе российскому зрителю — пока не ясно, хотя успех “Паразитов” на всех крупных фестивалях заметно увеличил интерес к корейской культуре.
Сможет ли российское кино выходить на международный уровень?
Многие из российских актеров и других членов кинопроизводческого процесса, конечно же, мечтали попасть в Голливуд. Это пока удавалось лишь немногим, но приход в Россию Netflix увеличил шансы выхода на мировую аудиторию. Однако в связи с ситуацией стриминговый сервис приостановил (а точнее даже отменил) съемки криминального сериала “Зато” режиссера Дарьи Жук, драматического сериала “Анна К” со Светланой Ходченковой в главной роли, сериала с Александром Петровым, сериала “Ничего особенного” с Юрием Борисовым. Для Петрова это стало наиболее тяжелым ударом, ведь он неоднократно говорил в интервью о своих амбициях выиграть “Оскар” и стать успешным актером в Голливуде.
Даже снятые в России фильмы теперь вряд ли смогут выходить на мировую арену. Так, фильм “Капитан Волконогов бежал”, произведенный совместно Россией, Эстонией и Францией, сняли с проката в Эстонии после недовольства со стороны населения.
“История российского кино на Западе умирает”,
– с грустью заметил Александр Роднянский.
Среди украинских кинематографистов сейчас растет огромное движение, призывающее бойкотировать российское кино и не пускать его на фестивали. Стоит отметить, что многие фильмы становились очень популярны за рубежом и собирали там неплохую кассу.
“Кино не существует в вакууме, оно выстраивает интернациональный культурный диалог со зрителями в других странах, собирает деньги и отзывы от самой разной публики. Фильм может быть сдержанно встречен в России, но понравится зарубежной аудитории”,
– заявил Пастернак.
Отток актеров, режиссеров и операторов из России
Все эти “усложнения” в жизни киноделов могут привести к оттоку представителей этой профессии из России. Александр Роднянский с уверенностью заявил, что многие талантливые актеры и режиссеры запросто могут стартовать за рубежом. В качестве примера он привел Андрея Звягинцева, который вполне хорошо себя чувствует заграницей после побед в Каннах, а также Кантемира Балагова, недавно снявшего первую серию крупного голливудского проекта “The Last of Us” (“Один из нас”) с Педро Паскалем (Pedro Pascal), который очень лестно отзывался о режиссере у себя в социальных сетях.
“Одаренных людей не мало. Для одаренных людей лучше стартовать в другом мире”,
– подчеркнул продюсер.
Все-таки хочется верить, что искусство и культура не столь сильно пострадают от внешних событий. Ведь именно кино облагораживает наши души и заставляет хотя бы на несколько часов погрузиться в абсолютно другой мир, научиться сопереживать и любить.
“наша жажда смотреть фильмы и сериалы, которые будут давать нам надежду и утешение, в ближайшее время вырастет очень сильно. Продолжать их делать — и писать о них — значит думать о человеке”,
– резюмирует в своем интервью кинокритик Егор Москвитин.
Комментарии