“Холодный расчёт”: неторопливый триллер с Оскаром Айзеком
За последнее время Оскар Айзек снялся во множестве интересных картин, которые выходят в кинотеатре и на онлайн платформах. Одной из них стал фильм “Холодный расчёт” от режиссера Пола Шредера, известного своими медитативными и неторопливыми историями. Одним из продюсеров выступил Мартин Скорсезе, с которым Шредер в свое время работал над “Таксистом”. В итоге, у них получилось довольно завораживающее кино, пробуждающее чувства у зрителя, несмотря на глубину недосказанностей.
Синопсис
Уильям Телл – нелюдимый одиночка, который предпочитает выигрывать небольшие суммы в покер, чтобы забыть о своем прошлом. Раньше он находился на службе у правительства США, учиняя расправу над заключенными в тюрьме Абу–Грейб.
Шредеру удалось с помощью лишь нескольких штрихов развернуть перед нами полномасштабную предысторию своего героя. В своих фильмах режиссер всегда ставит в центр чувство вины и моральной ответственности. Не стал исключением и персонаж “Холодного расчета”, который спустя огромное количество времени не может простить себе происходившее в Абу-Грейб. Флэшбэки всплывают перед ним в самые разные моменты, о прошлом он вспоминает каждый раз, когда открывает свой личный дневник.
“Шредер использует феномен травматизма в очень необычном ключе, он занимается этим на протяжении всей своей профессиональной деятельности”,
– говорит исполнитель главной роли Оскар Айзек.
Композиция
Фильм делится на две смысловые части, которые развиваются параллельно. Главный герой Уильям Телл – связующее звено между Мировой серией покера и местом содержания иракцев после вторжения американцами в Ирак. Работая с такими сложными и колоритными темами, Шредер местами испытывает трудность в том, чтобы правильно сбалансировать обе линии повествования. Зрителя то и дело перегружают различными тонкостями покера для того, чтобы в итоге это практически никак не сыграло в сюжете.
Зато действительно важные моменты, наоборот, умалчиваются, а подробности событий в некоторых сценах мы и вовсе узнаем лишь по звукам, доносящимся издалека. Впрочем, этот прием близок Шредеру, который всегда старается дать зрителю свободу в том, чтобы домыслить происходящее.
Стилистика
Промо-кампания фильма активно представляет его во многом как картину о мире покера. Тем не менее, здесь мы не найдем тех красок и азарта, которые свойственны подобным картинам. Сам герой играет в покер не с целью сорвать куш, а чтобы убить время, поэтому ждать каких-либо эстетически завораживающих кадров не стоит. Оператор Александр Дайнан отразил монотонную гамму казино, на фоне которой заметнее выделяются яркие вкрапления флэшбэков из тюрьмы, снятых с использованием техники создания виртуальной реальности.
“У зрителей должно возникнуть ощущение, словно они сами идут по грязным коридорам знаменитой тюрьмы”
Создателям действительно удалось стилистически сделать эти кадры так, что они вызывают тошнотворные ощущения. Плоское и угловатое изображение будто бы переносит нас в Абу-Грейб, делая соучастниками творящихся там бесчинств.
В целом, фильм действительно играет с ожиданиями зрителя, то и дело удивляя его новыми сюжетными поворотами и визуальными решениями. Воспринимая “Холодный расчет” как часть более широкого контекста, он заставит задуматься о тех проблемах, которые повсеместно встречаются и в нашей действительности.
Комментарии